Яндекс.Метрика

Вторая смена благих намерений

Вторая смена благих намерений

Какими проблемами могут обернуться для школьников Тверского региона очередные планы властей по улучшению качества образования?

В середине января Тверская область бодро отрапортовала о выполнении поставленной Президентом России задачи – 100-процентном обеспечении местами в детских садах детей от 3 до 7 лет. И буквально через несколько дней областные власти заявили о новой амбициозной цели в сфере образования: полностью ликвидировать в школах региона вторую смену. Намерение, что и говорить, благое. Но интересно, какими путями пойдут региональные власти к его воплощению?..

Вспомним, как в Тверской области на протяжении последних лет решалась проблема дефицита мест в детских садах. Для этого регион вошел в федеральный проект модернизации дошкольного образования и получил более миллиарда рублей из федерального бюджета. Что же получилось?

Вот цифры из официальных отчетов регионального правительства. За три года в области было построено пять новых детских садов, отремонтировано 98, приобретено 12 объектов для их обустройства. Всего было введено 6705 дополнительных мест в учреждениях дошкольного образования. Впечатляет, не правда ли?

Но дадим себе труд задуматься: откуда взялось такое огромное количество новых мест? Пять новых садов и двенадцать организованных в приобретенных зданиях – вряд ли именно в этих учреждениях нашлись места для всех 6705 ребятишек, ведь даже самый большой сад не вместит более полутора-двух сотен детей.

Остальным дошколятам повезло намного меньше, чем попавшим в новые садики. А вместе с ними не повезло и воспитанникам, и персоналу учреждений, куда их «пристроили». Потому что дополнительные места создавались в старых детсадах по принципу «партия сказала надо…» Получив разнарядку, руководство садиков стало изыскивать эти места, и изыскало, невзирая на то, что сады не резиновые. В одних дошкольных учреждениях дополнительные группы были открыты в помещениях, ранее использовавшихся для занятий воспитанников: в ход шли актовые или спортивные залы, кабинеты для дополнительных занятий. В других, не заморачиваясь, просто увеличивали количество мест в группах – закупить шкафчики, столы и кровати проще и дешевле, чем оборудовать новые помещения.

В результате в одних садах теперь осталось, например, всего по одному залу, и занятия физкультурой и утренники проводятся в единственном подходящем для этого помещении, а в других учреждениях в «дополненных» группах может насчитываться аж до сорока детей… Но зато регион отчитался: поручение Президента выполнено! Дети рассованы по детским садам, все хорошо, прекрасная маркиза! А то, что уроков физкультуры они недополучат, и болеть будут несколько чаще в переполненных группах, и воспитатели будут зарабатывать нервные срывы, пытаясь управиться с несколькими десятками малышей – так по этому поводу никаких указаний «сверху» не поступало!

Теперь власти Верхневолжья решили поучаствовать еще в одной федеральной программе – по созданию новых мест в школах. Конечная цель – ликвидация в школах региона обучения во вторую смену. Эту проблему в Тверской области пытаются решать вот уже несколько лет, но до сих пор в девяти муниципалитетах — Твери, Вышнем Волочке, Ржеве, Кимрах, Торжке, Бологовском, Калязинском, Конаковском и Кувшиновском районах – дети все еще ходят в школу посредине дня, ломая режим и не успевая хорошо подготовиться к урокам.

Планов у областного руководства громадьё. Во-первых, планируют провести капремонт помещений в школах. Обещают, что в этом году таким образом обеспечат возможность учиться в первую смену 715 школьникам, решив проблему в Кувшиновском районе и частично – в некоторых других муниципалитетах.

Но не везде можно обойтись ремонтом. Например, Твери, Торжку, Конаковскому району без строительства новых школ не обойтись. Поэтому областные власти хотят ввести в эксплуатацию в Верхневолжье семь школ, воспользовавшись возможностью возместить за счет федеральной программы затраты на построенные объекты.

Регион собирается войти в этот проект в 2018 году. А это значит, что результаты борьбы со второй сменой должны почувствовать нынешние дошколята. Результаты программы по ликвидации очередей в детские сады и они, и их родители ощущают на себе сейчас: мест в дошкольных учреждениях хватает, а уж в каких условиях находятся там дети – дело десятое. Интересно, не столкнутся ли они с таким же подходом в общеобразовательных учреждениях? Совсем не факт, что в новых школах хватит места всем. Не пойдет ли руководство региона опять по пути уплотнения? Не окажется ли, что завтрашние школьники из детсадовских групп по 30 с лишним человек перейдут в такие же переполненные классы? И будут ходить учиться в первую смену, и власти опять отчитаются о решении приоритетной задачи в сфере образования. А насколько будут справляться педагоги, и насколько качественное образование будут получать ученики – этот вопрос опять не будет никого волновать…

Школьная программа нынче во многом ориентирована на то, чтобы научить детей самостоятельно мыслить и добывать знания, уметь анализировать информацию и находить ответы на вопросы. Если классы в школах «уплотнят», вполне вероятно, у педагогов просто физически не будет хватать времени, чтобы учить этому всех школьников. И благие намерения властей обернутся адом для родителей, которым придется все больше брать на себя еще и функции школьных учителей. Хотелось бы, чтобы руководство региона задумалось обо всем этом, прежде чем запускать в Верхневолжье очередной проект в сфере образования. Но, наверное, выполнение планов опять окажется важнее…

Ольга Матросова

Фото: pixabay.com

Источник

Читайте также: