Яндекс.Метрика

Три часа на богоугодное дело25

Три часа на богоугодное дело

25 марта в Кимрском театре драмы и комедии состоялась новая премьера. Мистическая притча «Любишь не любишь» по пьесе Флорида Булякова стала очередным режиссерским дебютом Владимира Ведерникова, больше известного кимрскому зрителю как актер (в недавней премьере по Островскому «На всякого мудреца довольно простоты» он играл Глумова).
На сцене нашего театра Владимир Владимирович уже поставил два детских спектакля – «Привет Мартышке» и «Как поросенок медведя выручал». И вот теперь вышел к взрослому зрителю с серьезными размышлениями на тему жизни и смерти.
К старику (Владимир Бутаков), вот уже неделю не встающему с постели, является смерть и дает срок – три часа. Если за это время будет сделано любое богоугодное дело, прибавится десять лет, а иначе придется проститься с жизнью. Простое, казалось бы, условие. Вот и герои пьесы сперва уверены, что за три часа можно натворить добра хоть на десять новых жизней. Но, во-первых, на деле оказывается, что у старика и его жены (Светлана Мокиенко) несколько расходятся понятия о богоугодности. Во-вторых, Смертушка (Виктория Минаева) чинит им препятствия, пугает летающими валенками, играя на балалайке, и как будто все время на что-то намекает. Но Григорию и Васене не до намеков: они в спешке перебирают варианты богоугодных дел, а когда устают – вспоминают ушедшую молодость.
С автором пьесы, Флоридом Буляковым, Владимир Ведерников был знаком лично. Они познакомились в 2015 году, но пьесу «Любишь не любишь» Владимир Владимирович задумал поставить еще в 2008 году, когда прочитал ее ранний вариант.
— Пьеса существует в двух вариантах. Ранний – более сокращенный и мистический, поздний – более развернутый и бытовой, — поясняет режиссер. – Я объединил их в один. В позднем всего четыре персонажа – Григорий и Васена в старости и в молодости. Я добавил из раннего варианта Петра Матая, а точнее двоих Петров – старого и молодого (их сыграли Владимир Калашников и Михаил Серов – пр.авт.). Смерть тоже пришлось сделать самостоятельным персонажем, иначе получилось бы слишком много «коперфильдовщины» со всеми этими летающими валенками.
Но, конечно, главное в притче – не мистика, и даже не тема смерти. В «Любишь не любишь», как и в других пьесах автора, как наболевший нарыв вскрывается тема отношения к Женщине – как к жене, матери, хозяйке, спутнице жизни. С первых же минут спектакля, с первых сказанных героями фраз видно, как относились Григорий и Васена друг к другу на протяжении всей жизни. Она готова простить ему все и радуется даже бранным словам. Он же воспринимает ее любовь как должное, живет отвлеченными мечтами, а в своих неудачах обвиняет кого угодно, только не себя. Её кроткие слова: «Я уж и так, и эдак… А ты раз только и матюгнулся. Это за неделю-то целую!» против его раздражённой презрительной присказки: «С кем жил!» Григорий Работай человек не плохой, но слабохарактерный. Когда действие переносится в общие воспоминания, мы видим, что молодой Васене (Надежда Азовскова) для счастья всего-то и надо, что услышать от молодого Григория (Николай Снегирев) слова любви и родить ребенка. Она говорит об этом прямым текстом, но он будто не слышит. Он уверен, что раз женился – любовь подразумевается по умолчанию, а для рождения ребенка от мужа требуется только одно – зачать. Мечтая встретить первенца медом диких пчел, он не может понять, что если не заботиться о матери, первенец может вообще не родиться. Печальные последствия собственной безответственности его ничему не учат. Даже на смертном одре, еще не сделав то самое богоугодное дело, он уже планирует, чем займется в «добавочной» жизни. А Васена смотрит на него с такой же любовью, как в молодости. Ради того, чтобы он жил, она готова таскать тяжести и несколько раз бегать на другой конец деревни. Но время все идет, и Смерть сама передвигает стрелки на большом деревянном циферблате, намекая, что богоугодное дело все еще не сделано.
Да, можно сказать, что часы – тоже своеобразный участник действа и мощный символ. Они не дают зрителю забыть о времени. Их несколько раз пытается перевести назад старуха, чтобы выгадать хоть полчаса. Да и вообще почти все декорации в спектакле символичны. Эпизоды молодости разыгрываются в цветущем саду за «открывающейся» поленницей. Сама поленница – намек на то, что Григорий по профессии лесоруб, и поленница так же закрывает от зрителя сад, как тяжелая жизнь на вырубках заслонила от Григория семью и любовь. Висящие в саду качели незримо преображаются в пустую колыбель. Даже начинается спектакль со звука скольжения рубанка по дереву. Что вытесывают? Может, гроб? Но у зрителя нет времени на догадки – его уже погружает в действие поистине космическая сила музыки Бориса Гребенщикова – композиция «Ангел и два ее козла», первая в альбоме саундтреков к фильму «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». И на протяжении спектакля мы еще не раз услышим мелодии из этого альбома. Они так гармонично вписываются в спектакль, словно созданы специально для него.
Первая «движуха» на сцене — танец Смерти, которая возникает, кажется, из кромешной тьмы. Виктория Минаева очень пластична и эффектна, к тому же грим, напоминающий череп скелета – ее собственная идея. Но если сперва она пугает, то потом словно бы «очеловечивается» и время от времени даже острит, вставляя свои замечания в разговор главных героев.
Хочется не просто сказать спасибо актерам, а долго аплодировать стоя – что, собственно говоря, и произошло, когда они вышли на поклон. Владимир Бутаков, Светлана Мокиенко, Надежда Азовскова и Николай Снегирев смогли выполнить очень непростую задачу – показать одних и тех же людей в разном возрасте, осязаемо передать их характер, их радости и печали. В итоге за два часа, которые длится спектакль, зритель успевает прожить вместе с героями их непростую жизнь, и так срастается с ними душой, что на глазах выступают слезы, а в самом сердце отпечатывается послание режиссера: «Ребята, успейте! Растите детей и говорите близким о любви. Пока не поздно».
Если вы не мыслите жизнь без театра, обязательно приходите на этот спектакль! Показ премьеры состоится 1 и 21 апреля. Во втором составе старика Григория играет сам режиссер, Владимир Ведерников, Васену – Нина Порозина.

Надя Титова, Кимрский ВЕСТНИКТри часа на богоугодное дело25Три часа на богоугодное дело25Три часа на богоугодное дело25Три часа на богоугодное дело25

15 Нравится

1.8K просмотров

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *