Яндекс.Метрика

Савёловское направление. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Мы

Савёловское направление.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Мы продолжаем нашу историческую поездку по железной дороге савёловского направления. Сегодня речь пойдёт ещё о ряде станций встречающихся нам по пути в подмосковный посёлок Икша.

Остановочный пункт «Луговая»

«Не забудь… станция Луговая!» — фильм 1966 года рассказывает нам историю, где упоминается название этой станции. Но на самом же деле события этого фильма разворачиваются отнюдь не здесь, а на Восточной Украине. Режиссеры взяли за основу станцию «Лозовая» под Харьковом и просто немного изменили её название.
Но всё равно нашу Луговую по праву можно назвать одной из самых красивых и живописных станций савёловского направления. Платформа находится недалеко от одноимённого посёлка. Название это связано отнюдь не с местностью, где он расположен (хотя природа здесь очень красивая), а с учебным заведением образованном в этом посёлке. В 1913 году по инициативе основоположников отечественного луговодства профессоров В. Вильямса и А. Дмитриева на участке Качалкинской казённой лесной дачи начинается создание учебно-показательного хозяйства при курсах по луговодству и формирование при нём посёлка Качалкино. Организация в Качалкино становится первой в России станцией по изучению кормовых растений и кормовой площади. В 1922 году она преобразовывается в Государственный Луговой институт (ныне ВНИИ кормов имени В. Р. Вильямса). В 1944 году закладывается основная часть дачного посёлка «Луговая» к востоку от платформы, в которой, в частности, строится поселковая школа и клуб. Так основным градоформирующим объектом в этой местности становится не промышленное предприятие, как это часто бывает, а учебное заведение. Посёлок «Качалкино» переименовывается в «Луговая».

Остановочный пункт «Некрасовская»

Расположена недалеко от посёлка Некрасовский. Платформа возникла в 1960 году на шестикилометровом участке между платформой Луговая и станцией Катуар. Ходатайство с просьбой построить платформу написал в Министерство путей сообщения СССР проживавший поблизости в посёлке Некрасовский на даче Герой Советского Союза, лётчик-ас Алексей Маресьев, к которому по этому вопросу обращались местные жители.
Происхождение названия «Некрасовский» окутано мраком. В справочнике «Географические названия Московской области: топони¬мический словарь» (автор Поспелов Е.М.) написал так: — «Приня¬то считать, что название присвоено в честь русского поэта Н.А. Некрасова [Русск. речь, 1978, 4:123], хотя официального указания на мемориальный характер названия нет».
Сама же фамилии великого русского поэта образована от древнерусского не церковного мужского личного имени Некрас — «некрасивый», «страшный». Имя давали из суеверия — с целью обмануть «нечистую силу». Таковы у многих народов имена со значениями «урод», «хвост» и тому подобные, есть также Негодяев.

Станция «Катуар»

Столь экзотическим названием станция обязана купцу и промышленнику французского происхождения — Льву Ивановичу Катуару. В начале XX века он владел здесь керамическими заводами и пожертвовал свои средства на строительство станции. Катуар принимал активное участие в проектировании и строительстве Савёловской ветки, за что его именем и была названа станция. Возле неё возникло небольшое поселение, которое со временем разрослось и в 1954 году получило статус посёлка городского типа. По советским годам, я думаю, многие из вас ещё помнят дешёвую керамическую плитку с катуаровского завода. Так вот этот самый завод и был создан в дореволюционные годы Львом Ивановичем и первоначально специализировался на производстве кирпича, очень дешёвого и доступного. Возможно, катуаровский кирпич есть и в исторических зданиях Кимр… Потом завод стал больше специализироваться на производстве керамики. Ныне завода нет, а имя его владельца продолжает жить.
Так что дорогие дамы, которые спорили тогда в электричке, вот вам истинное происхождение названия вашего посёлка!

Остановочный пункт «Трудовая»

Открыт он был в 1954 году. Новые названия станций и остановочных пунктов, как на самой Савёловской линии, так и на ветке Вербилки – Большая Волга говорят об энтузиазме строителей канала. «Ударными Темпами Соревнований и Техникой Каналстрой ведет в Большую Волгу» – поговаривали тогда. Название платформы Трудовая близ Икши, также в духе того времени, тем более что в районе Икши также есть поселки Канала имени Москвы. Таким образом, название микрорайона Трудовая идёт из героических лет индустриализации, самоотверженного труда сотен тысяч людей по развитию советской страны.

Станция «Икша»

Поселок Икша возник в 1889 г. Название своё он получил от одноимённой станции, а та в свою очередь от речки и Икши (небольшого притока реки Яхромы). Учёные считают, что мерей (финно-угорское племя) и оставило нам это название. Гидроним Икша (вариант Икса) часто встречается на Севере: Икша (л.п Выга), Икша (л.п Ветлуги), Икса и Иксозеро (бассейн Онеги), Икса (п.п Вычегды), Икса (бассейн Пинеги).
Такая употребительность гидронима даёт основание предполагать в нём древний речной термин, который нашёл отражение в современном марийском языке, где икса значит «ручей, небольшая речка». Кроме того, реки Икса/Икша встречаются также в бассейне Оби, ниже Новосибирска, и на Урале, в бассейне Тавды.
Поселок Икша был известен залежами песка и камня в близлежащих карьерах, мельницей на реке Икшанке и своим гвоздильным заводом (открытым в 1908 г.), который производил подковочные гвозди для лошадей и длинные, тонкие драночные — для крыш. Раньше на заводе работали жители из соседних деревень: Игнатова, Базарова, Ортищева, Хорошилова. В 1930-х гг. в связи со строительством канала гвоздильный завод перевели в Москву.

Ну вот, я познакомил вас ещё с этимологией названий ряда станций савёловского направления. Спасибо всем тем, кто дочитал до конца! Мы продолжим нашу поездку уже до станции Дмитров и узнаем, откуда он получил такое название. А пока всё, всем продуктивной рабочей недели!!!

Алексей Молчанов
#Кимры_СавеловоСавёловское направление. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Мы

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *