Яндекс.Метрика

Савёловское направление. ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ Ну

Савёловское направление.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Ну что ж друзья мы проехали с вами уже половину пути и продолжаем нашу историческую поездку по железной дороге савёловского направления. Сегодня проедем ещё ряд станций встречающихся нам по пути и познакомимся с историей их названий и создания. Едем мы сегодня в подмосковный город Дмитров.

Остановочный пункт «Морозки»

К сожалению вынужден огорчить тебя, мой читатель, в связи с тем что не нашёл ничего про это название. Известно мне только то, что отставка эта была открыта в 1964 году и получила своё название от одноимённого садового товарищества расположенного неподалёку, а то в сою очередь официально было создано решением Госплана РФСФР в 1967 году.
Если кто-либо из вас знает чуть больше из истории этого товарищества и происхождения его названия, поделитесь в комментариях, буду рад узнать чуть больше!

Остановочный пункт «Турист»

Одна из самых старых станций нашего направления, которая была открыта в 1901 году. Первоначальное название этой остановки было – станция Влахернская (по Спасо-Влахеренскому женскому монастырю). Позже станция была разжалована в платформу, а от монастырского названия в 1936 году избавились, назвав платформу, по-видимому, чуть ли не первым попавшимся словом. По крайней мере, я не нашёл на карте ничего, что бы можно было проассоциировать с этим названием – разве что горно-лыжную базу, находящуюся неподалёку. Рядом со станцией расположен, посёк Деденево (ударение на второй слог!), что, в свою очередь, происходит от искажённого имени одного из ордынских ханов осадивший Дмитров в 1293 году. Главной достопримечательностью этого посёлка является Спасо-Влахеренский женский монастырь, основанный в 1852 году представительницей старинного дворянского рода Головиной Анной Гавриловной владевший этим селом. Своё название монастырь получил от Влахернской Чудотворной иконы Божьей Матери. Сейчас монастырь понемногу восстанавливается и любой желающий может приехать в него и поклонится святыням.

Станция и город «Яхрома»

«Я хрома!!!» — закричала жена его, оступившись и упав на мосту через реку.
По легенде, князь Юрий Долгорукий переправлялся через реку вместе с женой, которая, переправляясь, оступилась, вывихнула ногу и в испуге закричала: "Я хрома! ", что и послужила якобы причиной появления этого названия.
На самом же деле название реки Яхромы принадлежит языку древнего финно-угорского населения. В нем выделяются структурные элементы "яхр" и "ома". Слово "яхр" на языке мери было географическим термином со значением "озеро". Вторая часть названия встречается в финно-угорских речных названиях нашего севера: Кулома, Кондома. Таким образом, "Яхрома" означает "озерная река". Историко-географические данные подтверждают такое объяснение.
Имя у города древнее, но его история на удивление коротка — она начинается в 1841 году с поселка при Покровской, суконной мануфактуре – которая принадлежала старинному купеческому роду Ляминых. Свой «золотой век» Яхрома пережила в XIX веке, благодаря всё той же суконной фабрике. Самой главной достопримечательностью города является величественный Троицкий собор, построенный в 1895 году известным московским предпринимателем, политическим деятелем и меценатом Иваном Артемьевичем Ляминым.
Собор стал делом всей его жизни, он жертвовал на него львиную долю своего капитала и труды его были вознаграждены и остались в веках.
Ещё одной достопримечательностью города является знаменитый шлюз №3, самый красивый и необычный из 11 шлюзов канала имени Москвы. Башни на воротах шлюза украшены не чем-нибудь, а каравеллами Колумба. Огромные «скульптуры-макеты», сияющие на солнце медным блеском, всего-то в 4-5 раз меньше оригиналов.
Сам же город Яхрома стал таковым только в 1941 году, объединив под собой несколько крупных посёлков.

Станция и город «Дмитров»

Самый крупный и древний город, встречающийся нам по пути в Савёлово. Его славная история очень давняя и интересная. Начинается она с 1154 года, когда город был основан князем Юрием Долгоруким на землях древнего угро-финского племени меря. Назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского — небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо, родившегося в тот год. "В лето 6662 родился князю Юрию сын Дмитрей, бе бо тогда в полюдье на реке на Яхроме, и со княгинею и заложи град во имя сына своего и нарече и Дмитров, а сына нарече Всеволодом" — рассказывает нам летопись об основании Дмитрова.
Дмитров возник как город-крепость на границе Ростово-Суздальского княжества. Его назначением было заслонять от недругов пути в Суздальские земли, которые шли по реке Яхроме и по реке Дубне. За свою историю Дмитров неоднократно подвергался разрушению от междоусобных княжеских войн, шесть раз его сжигали татаро-монгольские завоеватели, но каждый раз город возрождался из пепла, восстанавливаясь и продолжая жить.
В 1781 году Дмитров становится центром уезда, который помимо территории современного Дмитровского района включал также Сергиев Посад, и в числе многих русских городов получает свой герб.
В XVIII—XIX веках Дмитров оставался в основном торговым городом. Доля купечества здесь достигала 10—15 %, в то время как в среднем по стране купцов было около 1,3 % от городского населения. К концу XVIII века начинается новое оживление в местной торговле, что сказывается на развитии Дмитрова.
Савёловская железная дорога фактически спасает Дмитров от невыгодного экономического положение, в котором он оказывается в связи со строительством Ярославской железной дороги через Сергиев Посад и Николаевской через Клин. Очередной подъём города также связан с возрождением водного пути на север. В 1932—1938 годы в городе существовало подразделение ГУЛАГа — Дмитровлаг, занимавшееся строительством канала имени Москвы. Стройка дала импульс промышленному развитию города, население увеличилось в 3 раза.
26-27 ноября 1941 в районе г. Дмитрова развернулось наступление немецко-фашистских войск, им удалось форсировать канал и закрепиться на Перемиловской высоте (к югу от Дмитрова), но 29 ноября они были выбиты оттуда, после чего началось контрнаступление Красной армии.
В 1960-е—1980-е годы город застроен многоквартирными домами и приобрел основные черты современного облика. К 850-летию города (2004 год) была проведена масштабная кампания по благоустройству и развитию города.

Пока на сегодня это всё, что я хотел вам рассказать. Мы продолжаем ехать дальше, а дальше нас ждёт ещё ряд станций нашей железной дороги по пути в посёлок «Вербилки». А на сегодня всё, всем удачной грядущей рабочей недели!!!

Алексей Молчанов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *