Яндекс.Метрика

Андрей Туполев – человек-эпоха. К 130-летию великого авиаконструктора – уроженца Тверской области

Андрей Туполев – человек-эпоха. К 130-летию великого авиаконструктора – уроженца Тверской области

На тверской земле родилось множество замечательных людей, внесших значительный вклад в развитие нашей страны: генерал Михаил Алексеев, физик Олег Лосев, певец Сергей Лемешев, авиатор Михаил Громов, поэт Андрей Дементьев, писатель Борис Полевой, музыкант Александр Александров, математик Владимир Брадис, спортсмен Виктор Капитонов и многие другие. В 2018 году отмечается 130-летие авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Чем знаменит

У авиаконструкторов существует традиция присваивать самолетам названия из первых двух букв фамилий: Як – это Яковлев, Ла – Лавочкин, Пе – Петляков, Су – Сухой, МиГ – Микоян и Гуревич, Ан – Антонов. У Туполева, естественно, Ту. Правда, в начале своей деятельности как конструктора его самолеты назывались АНТ, что означало его имя, отчество и фамилию. Но марка Ту знаменита в мире больше.

Первым изделием авиационной комиссии под руководством А.Н. Туполева стал АНТ-2, первый советский металлический самолет, спроектированный и построенный в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), совершивший свой первый полет 26 мая 1924 года. За ним последовали АНТ-3, цельнометаллический двухместный разведчик – биплан, боевой самолет, АНТ-4 – бомбардировщик ТБ-1, затем тяжелый бомбардировщик АНТ-6, известный как ТБ-3. Вскоре конструкторское бюро создало АНТ-7 – разведчик Р-6, скоростной бомбардировщик АНТ-40 и уникальные творения – самолеты «Правда», «Максим Горький», «Родина».

Если подытожить, то можно сказать, что под руководством Андрея Туполева спроектировано более 100 типов самолетов, из которых 70 пошли в серию. На самолетах установлено 78 мировых рекордов, совершено 30 выдающихся перелетов, связанных со знаменитыми именами: экипаж Шестакова, совершивший на АНТ‑4 перелет Москва – Нью-Йорк в 1929 году, А. Ляпидевский, на том же АНТ-4 в 1934 году снявший со льдины первую группу челюскинцев, А. Юмашев, в 1936 году на АНТ-6 (ТБ-3) установивший пять международных рекордов, полярный летчик М. Водопьянов, впервые вместе с тремя летчиками в 1936 году посадивший самолет на Северный полюс, наш земляк М. Громов, с экипажем на АНТ-25 (РД) в 1934 году установивший мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, В. Чкалов и М. Громов, перелетевшие через Северный полюс в Америку, и другие пилоты.

Перелетим в реактивную эпоху. В 1954 году КБ Туполева подготовило предложение о создании первого пассажирского реактивного самолета Ту-104. Идею поддержали сразу и авиационное сообщество, и руководство СССР – в 1955 году началось его серийное производство, первое в мире, а в 1956 году совершен первый рейс с пассажирами на трассе Москва – Иркутск. Это было выдающимся событием.

Следующим реактивным невоенным детищем стал Ту-114, магистральный турбовинтовой самолет для беспосадочных полетов на большие расстояния. В марте 1959 года он совершил первый пассажирский перелет по маршруту Москва – Хабаровск – Москва протяженностью 14 тысяч километров со средней скоростью 730 км/ч. Создателю этих «птичек» Андрею Туполеву в 1959 году Международная авиационная федерация вручила высшую награду – золотую медаль. А за год до этого в КБ Туполева создали меньший по объему самолет Ту-124 (56–64 пассажира) для линий средней протяженности, но с большей скоростью – 900 км/ч. Затем были Ту-134, Ту-154 и всемирная слава конструктора.

Однако кратко коснемся и военной составляющей творчества Андрея Николаевича, его инженеров и ученых. Военной специализацией Туполева были бомбардировщики, из них фронтовой пикирующий Ту-2 по летно-тактическим характеристикам превосходил тогдашний немецкий юнкерс Ju-88, в отличие от старого ТБ-3, уступавшего немцу. Его серийное производство началось осенью 1943 года в разгар войны. Затем был создан дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, на основе которого был спроектирован и создан пассажирский Ту-104.

Закончим это очень краткое повествование о конструкторских достижениях Туполева в военной сфере упоминанием о стоящих на вооружении современных российских ВВС стратегических бомбардировщиках: реактивном Ту-22М3, турбовинтовом Ту-95МС ( «Медведь»), Ту-142МР, Ту-160 ( «Белый лебедь»). Они являются вершиной творчества КБ самого Андрея Туполева и его сына Алексея Андреевича.

Откуда такая глыба

Родился Андрей Туполев 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в хуторке Пустомазово бывшего Корчевского уезда (неподалеку от села Ильинского и города Кимры) Тверской губернии в многодетной семье. Отец Николай Иванович (1842–1911) – потомок выборного атамана казачьей части сибирского войска, учился на юрфаке Петербургского университета, сочувствовал народовольцам и после убийства ими императора Александра II в 1881 году был, как и многие, исключен из университета и не по своей воле выбрал местом жительства Тверскую губернию. На свои скромные средства и приданое жены куплено Пустомазово на речке Лунинке. Мать Андрея Анна Васильевна Лисицына (1850–1928) родом из Торжка, дочь протопресвитера, в семье которого ценили знания, окончила Тверскую женскую гимназию, владела французским и немецким языками.

Андрей вел обычную жизнь деревенского паренька: запрягал лошадей, колол дрова, ходил в лес по грибы и ягоды, помогал по дому. Жизнь семьи Туполевых была не мед: отец считался политически неблагонадежным, выезд куда-нибудь, где сносно платят, ему был запрещен, поэтому он, занимаясь сельским хозяйством, экстерном окончил университет, но в судебное ведомство ему дорога была закрыта. И тогда он стал нотариусом.

Дети подрастали, родители хотели дать им образование. А как, если отец был невыездным? Тогда они «разделились», формально конечно, и мать Анна Васильевна смогла свезти детей в Тверь, на лошадях, из никому не известного Пустомазова в губернский шумный город. Андрей был принят в губернскую гимназию (ныне это здание мед­университета).

На тверскую культуру эта гимназия оказала огромное влияние благодаря профессиональному подбору преподавателей. Из всех преподавателей гимназии на Андрея Туполева наибольшее влияние оказал учитель физики Николай Федорович Платонов, работа которого не была формальной обязанностью, а наполнена стремлением пробудить у гимназистов интерес к окружающему миру и инициирование у них вопросов, например таких: «Почему летают птицы?»,  «Что такое ветер?», «Кто создал звезды?» Последний вопрос возникал после посещения астрономического кружка и обзора ночного неба через подзорную трубу. Короче говоря, в Твери учили познавать мир не только посредством усвоения обязательных предметов, но и с помощью увлечений не слишком гуманитарными знаниями. В семье же Туполевых все были гуманитариями, друзья родителей также исповедовали гуманитарные науки и явно и неявно внушали Андрею мысль стать юристом, врачом, педагогом либо, наконец, общественным деятелем. О технических дисциплинах говорили с небольшими предубеждениями, технарь – это что-то пониже в культурном смысле. Андрей все это слушал и помалкивал.

В 1908 году Андрей гимназию окончил 20-летним парнем и, к огорчению родителей, выбрал стезю технаря: уехал в Москву и сдал конкурсные экзамены в Императорское техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана). Итак, учитель физики оказался сильнее семейной традиции.

Вторым таким человеком, оказавшим сильное влияние на формирование взглядов будущего известного технаря, стал профессор Николай Егорович Жуковский, основоположник авиационной науки, повлиявший на возникновение почти повального среди учащейся молодежи увлечения авиацией. Он впервые создал «вихревую теорию воздушного винта», а в труде «О присоединенных вихрях» научно объяснил принцип появления подъемной силы крыла. Студент Туполев с огромным интересом изучал его труды, практические опыты и конструкции: «Он был не только великим ученым, но и инженером „высшего ранга“, – писал впоследствии Андрей Туполев.

Итак, авиаконструкторская глыба имела в своем основании три фактора: достойное воспитание в гуманитарной семье на тверской земле, учеба в гимназии под влиянием превосходного тверского учителя, влияние ученого и инженера в Москве.

Его тоже арестовывали

Жизнь Туполева была насыщена не только наукой и практикой авиастроения. Два раза его зацепляла и политика. В первый раз Туполева арестовали в 1911 году и поместили в Лефортовский полицейский участок. Причина ареста – участие в митингах студентов против карательных мер правительства. Освободили его по ходатайству сестры Веры Николаевны и директора училища Гавриленко, так как умер отец, и ему надо было быть на похоронах. Андрей уехал в Пустомазово. Хлопотами Жуковского и Гавриленко вскоре Туполева восстановили в правах студента.

В газетной статье невозможно рассказать о процессе становления Андрея Туполева эффективным авиаконструктором, о содействии ему ученых уровня Жуковского, советских инженеров, летчиков, общественных деятелей. Туполев к концу 1930-х годов стал знаменитым и авторитетным руководителем Конструкторского бюро Туполева.

Однако в СССР, как мы знаем, почти все знаменитости в сфере науки и техники подвергались репрессиям. Такое было время. Достаточно было по линии НКВД предъявить человеку обвинение в том, что он враг народа, контрреволюционер или чей-нибудь шпион, как следовали арест, помещение в тюрьму или в лагерь для «перевоспитания».

С целью изучения иностранного опыта в авиастроении советские инженеры во главе с Туполевым однажды посетили Францию и США. Раздался слух: чертежи новой машины Туполева проданы Мессершмитту. В те годы такое опровергнуть было невозможно. Последовал арест 21 октября 1937 года с официальным обвинением в том, что Туполев возглавил антисоветскую вредительскую организацию в авиапромышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции. С современной точки зрения от этой дурости хоть стой, хоть падай.

Следствие закончили в апреле 1938 года. Без суда перевели его в тюрьму в Болшеве, своеобразный распределительный пункт перед отправкой в тюремные НИИ и КБ – шараги, шарашки. Суд состоялся 28 мая 1940 года, и его приговорили к 15 годам  исправительно-трудовых лагерей. Была арестована и его жена Юлия Николаевна. Когда Андрею Николаевичу предложили работать по специальности в такой шараге, он жестко поставил условие об освобождении жены из-под ареста. К удивлению Туполева, его условие было принято, и он возглавил КБ Туполева с названием «Закрытое КБ НКВД – ЦКБ‑29», где продолжились работы над созданием фронтового Ту-2.

Вместе с ним были арестованы знаменитые вскоре инженеры и конструкторы – члены ЦАГИ Петляков, Мясищев, Некрасов и другие. Среди этих других в шараге Туполева некоторое время работал знаменитый в будущем конструктор баллистических ракет и космических кораблей Сергей Павлович Королев. Они были знакомы с 1930 года, когда студент МВТУ Сергей Королев привлек внимание Туполева своими способностями и увлечением планерами. Под руководством Туполева Королев защитил дипломный проект дальнего легкомоторного самолета. Сергей Павлович всю свою жизнь был благодарен своему учителю.

27 июня 1941 года, в тяжкие дни отступления Красной армии, в условиях нехватки боеспособной техники, особенно авиационной, Туполева освободили от судимости. Но полностью его реабилитировали лишь в хрущевскую оттепель в 1955 году. Как мудрый и порядочный человек, Андрей Николаевич никому претензий не предъявлял. Все понимал.

Еще о наследии Туполева

О крылатых детищах нашего земляка мы вкратце упомянули. Но Андрей Николаевич оставил после себя и другое не менее ценное наследие. Находясь с 1930 года на руководящих постах, он либо выявил, либо воспитал целую плеяду авиаконструкторов и ученых: В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.А. Чижевский, А.А. Архангельский, М.Л. Миль, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль, А.А. Туполев (сын А.Н. Туполева, 1925–2001), С.А. Лавочкин, А.С. Шенгардт и другие. Все они полагали, что Туполев в авиации – это целая эпоха.

Андрей Николаевич умер 23 декабря 1972 года на 85-м году насыщенной событиями жизни. Его КБ возглавил сын Алексей Андреевич в звании генерального конструктора. В тот год в первый регулярный рейс из аэропорта Внуково в Минеральные Воды вылетел 9 февраля новый и последний при жизни Андрея Николаевича турбореактивный Ту-154 (2 часа полета, 160 пассажиров). Символично, не так ли?

Закончим краткий рассказ о нашем выдающемся земляке словами наркома авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина, хорошо знавшего Андрея Николаевича: «…гигант авиационного мира, учитель и воспитатель большого числа выдающихся советских конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные конструкторские бюро. Как крупный организатор науки, Андрей Николаевич стоит, на мой взгляд, вслед за „отцом“ русской авиации Н.Е. Жуковским и его учеником С.А. Чаплыгиным».

…А началось все это на тверской земле, в местечке Пустомазово, неподалеку от города Кимры.

Борис Ершов

Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *